АЙКИДО | СТАТЬИ | Казуо Чиба


 

 

Казуо Чиба

T.K. Chiba, 8th dan, Shihan
The Chief Instructor of San Diego Aikikai, which is the headquarters of the United States Aikido Federation Western Region and is affiliated with Aikikai Hombu Dojo, Tokyo, Japan.
http://www.usafwr.org/sandiego

Хотя каждый шихан по-своему уникален, все они олицетворяют собой дух Основателя. Из всех самым загадочным и не похожим на остальных является Чиба Сэнсэй.

Чиба Сэнсэй является не только мастером Айкидо, но также еще адептом искусства японского меча Йайдо и последователем Дзэн. Его занятия разительно отличаются: периоды длительных медитаций и духовной дисциплины для развития правильного дыхания и постоянного состояния сознания; кровавые подтеки на татами и одежде учеников от строгих тренировок, иногда сопровождающиеся вывихами и переломами.

Для многих кто знаком с этим мягким искусством покажется странным физический и философский подход Мастера Чиба - воина “боевого” Айкидо (как он сам его называет).

Что отличает Айкидо Мастера Чиба от популяризированных концепций этого искусства это его особое внимание на физический аспект тренировок. По мнению Чиба Сэнсэя отрицание силы и физических возможностей сильно уменьшает реализм этого искусства. По его мнению, достижение самых высоких вершин в духовном развитии возможно только при использовании силы и реализма, как основы. Хотя Айкидо делает упор на духовное развитие, оно в тоже время не уделяет достаточного внимания физическому развитию. Это популярное заблуждение об Айкидо, которое Чиба Сэнсэй пытается изменить. С точки зрения традиционного японского Будо сила не является главным, однако, сила является неотъемлемым элементом Будо - объясняет Чиба Сэнсэй. Полностью отрицая силу, мы рискуем отказаться от процесса при достижении цели, точно также отрицая часть для достижения целого. В конечном итоге это может привести к нереальному, несбалансированному, нединамичному пониманию Будо.
Самое главное для Чиба Сэнсэя это гармония и баланс между телом, духом и силой. “Опасность полного отрицания силы заключается в том, что это может исключить жизненную необходимость в развитии физических возможностей, так как сила и физические возможности взаимозависимы. Более того, развитие физических возможностей может открыть путь к духовному развитию, которое является наиболее важной частью японского Будо.

По мнению Чиба Сэнсэя отказ от силы при развитии “духовной” или “Ки” энергии это нереальный и отрывочный подход. Подход должен быть общим и брать в расчет дух и тело как целое, неделимое. Эго должно быть разрушено для освобождения истинной природы, для духовного освобождения, для единения с Вселенной.

Для того чтобы разрушить Эго необходимо выдержать суровые тренировки под руководством Чиба Сэнсэя. Истории об этих занятиях являются легендами в Айкидо и заставляют содрогаться даже опытных айкидзинов. Для учеников “наматывание кругов” на коленях вокруг додзё является обычным делом. В другие разы, их заставляют выполнять удар шомен учи с боккэном около 3000 раз за тренировку. Выполнение этого упражнения длится около 90 минут, после чего ученики не в состоянии поднять бумажный стакан для того, чтобы утолить жажду.
Мастер Чиба не является человеком двойных стандартов. Он верит в суровые тренировки т.к. сам испытал их под присмотром основателя Айкидо Морихэя Уэсиба. Это были тренировки, которые, как он верил, приведут его к духовному просветлению. Чиба Сэнсэй оставался с Основателем до тех пор, пока не достиг просветления. И теперь его тренировки являются повторением инструкций, которые он получал от Основателя.

Во время занятий боевыми искусствами в Японии в течение многих лет не одно искусство или учитель не смогли удовлетворить духовные запросы Казуо Чиба. Чем больше он занимался, тем неопределеннее становилось направление.
Когда ему было 18, произошло событие, которое изменило его жизнь. Однажды в 1958 ему посчастливилось увидеть невысокого старика демонстрировавшего Айкидо. Этим стариком был основатель Айкидо Морихэй Уэсиба. Казуо Чиба увидел в искусстве Уэсиба огромную силу и энергию, которая, что самое парадоксальное, была мирной. Этот контраст восхитил Казуо Чиба.
На следующий день он пришел в додзё Мастера Уэсиба, намереваясь стать его учеником. Мастер Уэсиба в это время преподавал в другом городе и Казуо Чиба был встречен Вака-Сэнсэем (молодым Мастером, которым в то время был Мастер Киссомару Уэсиба). Просьба о принятии в школу была встречена прямым отказом. Он не знал, что для того чтобы приобщиться к Айкидо, нужно было пройти отбор и иметь самые лучшие рекомендации и отзывы. В ответ на отказ Казуо Чиба сел у входа и отказался сдвинуться, пока его не примут. Он решил, что он останется на месте 3 дня, а затем откажется от этой затеи.

Судьба не оставила его и вечером 3-го дня вернулся Основатель. Вака-Сэнсэй доложил ему, что “один ненормальный парень” отказывается сдвинуться с места у входа, пока его не примут в школу. “Приведите его сюда и дайте мне поговорить с ним” - сказал Основатель. Казуо Чиба вошел в дом к Мастеру Уэсиба и вежливо сел в коридоре рядом с комнатой Основателя. Уэсиба приблизился к нему и сказал: “Айкидо очень трудно выучить. Ты выдержишь?”. Казуо Чиба поклонился, сказав “да”, не осознавая глубины слов Мастера.

С тех пор Казуо Чиба был принят и практически весь следующий год занимался тем, что чистил туалеты, скреб полы, стирал униформу и поддерживал додзё в полной чистоте. Так непривлекательно началось духовное развитие Казуо Чиба.
Чиба Сэнсэй вспоминает, что очень часто Основатель совершал поездки для тренировок в разных городах. Один из студентов всегда сопровождал его для ассистирования и переноски багажа и оружия. Этот ученик назывался кабан-мочи или носильщик. Чиба Сэнсэй и другие ученики Основателя признают, что это был один из самых трудных аспектов тренировки. Не важно, сколько народу было на улице, Основатель скользил через толпу своей обычной походкой. Кабан-мочи обычно поспевал далеко позади, очень стараясь не отставать, естественно он постоянно получал нагоняи за медлительность и лень.

Очень часто Основатель садился на поезд без билета, оставляя обязанность покупать билеты кабан-мочи. Очень часто кабан-мочи приходилось бежать за отправляющимся поездом по платформе. Обычно эти поездки длились около недели, ко времени возвращения кабан-мочи был уже в полном истощении.
Сам Казуо Чиба однажды был в роли кабан-мочи в поездке, которая длилась 6 недель!

Ночи Основатель и Казуо Чиба проводили в разных комнатах, однако, делили одну ванную комнату. Не очень молодой Уэсиба несколько раз за ночь посещал ванну. Для того чтобы попасть туда, он проходил через комнату своего ученика. Казуо Чиба должен был бодрствовать, чтобы приветствовать Основателя и проверять, чтобы в ванне всегда была чистая вода и полотенце, чтобы умыть руки. И это в дополнение к ежедневному ассистированию и тасканию багажа. Сон Казуо Чиба прерывался каждую ночь. Это тоже было частью тренировок, т.к. если бы он не был на стороже даже во сне враг мог войти в его комнату и убить его.

Для Чиба Сэнсэя учение Уэсиба всегда было системой физического и умственного. Основатель мог прививать своим ученикам такие возможности, которые для других выглядели как сверхъестественные природные таланты. Испытания и лишения, которые перенес Казуо Чиба привели его к духовному просветлению и породили очень теплые отношения учитель-ученик.

В 1966 году Чиба Сэнсэй был послан в Англию для преподавания и развития там Айкидо. В течение 10 он основал Айкикай Великобритании, которое сейчас насчитывает более 2,000 учеников. Один ученик, который пришел в додзё Чиба Сэнсэя из другой школы исключался 3 раза, но постоянно возвращался, чтобы спросить разрешения на продолжение тренировок. Сейчас это очень хороший мастер, который является техническим советником Айкикай Великобритании.
В 1972г., по приглашению Чиба Сэнсэя (который был тогда Техническим Директором Айкикай Великобритании), прибыл в Англию и стал его помощником Канэцука Сэнсэй. Несколько лет спустя Канэцука Сэнсэй открыл свое додзё, которое получило имя "Рюшинкан". После возвращения Чиба Сэнсэя в Японию, Канэцука Сэнсэй стал его приемником на этом посту.

Чиба Сэнсэй вернулся в Японию в 1976. Он возобновил преподавательскую деятельность в Мировой Штаб-квартире Айкидо и проводил семинары по всему миру, акцентируя свое внимание на США, особенно на Гавайи и западное побережье. Во время отсутствия Чиба Сэнсэя Япония сильно изменилась. Айкидо также стало сильно отличаться от того, чему учил Основатель. В результате популяризации, Айкидо из искусства для избранных воинов превратилось в популярное единоборство.

Чиба Сэнсэй не мог смириться с этими изменениями. В возрасте 36 лет он решил посвятить себя спартанскому существованию. Он уехал в деревню, где занимался сельским хозяйством и Дзэн медитациями. Для того чтобы содержать семью он продал все свое имущество, включая драгоценный самурайский меч. Через 2 года он вернулся в город и продолжил преподавание Айкидо. Затем он принял приглашение о переезде в США для постоянного преподавания там. В том же году его семья обосновалась в небольшой квартире в Сан-Диего, где Чиба Сэнсэй сразу же основал додзё.

Сейчас трудно найти мастера с таким же опытом как у Чиба Сэнсэя, который бы жил такой же спартанской жизнью и тренировался также сурово, как это делает Чиба Сэнсэй. Кажется, Чиба Сэнсэй сохраняет тот воинский дух, который по большей части потерян в наш век современных технологий и массовой культуры. Он – воин, который возможно живет не в то время. Когда Чиба Сэнсэй демонстрирует свое искусство, вы можете косвенно видеть влияние первой его встречи с Основателем. Он воплощает “боевое” Айкидо. Можно даже услышать эхо слов Основателя: “Айкидо очень, очень жесткое. Ты вытерпишь это?”.
По стандартам Чиба Сэнсэя, его обучение еще не закончилось. По окончании занятий он подтыкает хакаму и встает на корточки, чтобы вместе с учениками отскребать пол додзё, точно также, как он делал в 1958 году, когда впервые занялся Айкидо. Обычное задание по очистке превратилось в благородное действие по духовному очищению. Необходимо вспомнить слова первого патриарха Дзэн в Японии Догэна: “Практика и просвещение это одно и то же действие”. Очищается не только пол, но и тело и дух.

По словам Основателя: “Айкидо это misogi-wasa, искусство очищения”. Айкидо стало искусством очищения души. Отрицание эго также заключено в искусстве.
В Дзэн необходимо исключить эго для достижения истинной природы и духовного сознания. Это цель любого боевого искусства, включая Айкидо.

По словам Чиба Сэнсэя: “Воинские искусства стали способом самоутверждения, что является заблуждением. Настоящее боевое искусство это самоотречение, которое приводит к истинной природе. Это обнаружение своей истинной природы приводит к единению с природой вообще, когда становится понятно единство и гармония всего живого. Это наполняет человека силой и спокойствием”.


“Это моя вера, - говорит Чиба Сэнсэй, - что Айкидо это продукт человеческой мудрости несущий в себе яд и сильное лекарство; секрет создания и разрушения; жизни и смерти, а не чудо. Необходимо стать осведомленным обо всех сторонах реальности и воспринимать ее как необходимое требование для постижения истины”.

“Тот, кто ищет наслаждения без боли, кто видит только красоту без уродства, кто смотрит только на создание, а не на разрушение, кто получает, не давая взамен, кто молится о перерождении без смерти никогда не познают истину”.
Это “боевое” Айкидо Чиба Сэнсэя.


Интервью с Казуо Чиба Сэнсэем

(Kazuo Chiba Sensei).
Из журнала "Fighting Arts International" (№ 70).
Интервьюер - Артур Локйиар.

Сэнсэй, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к изучению Айкидо?
Я с самого детства очень любил Боевые Искусства и еще в раннем возрасте решил серьезно заняться, по крайней мере, одним из них. Я начал с Дзюдо, которое изучал в течение 4х лет. Затем я перешел в Каратэ.
Насколько мне известно, вы занимались в центральном Додзе Сетокан: какое там было обучение?

О, мне там очень нравилось, занятия проводились в очень строгом и суровом духе. Главным Инструктором был Накаяма Сэнсэй, но я несколько раз видел Мастера, Фунакоси Гичина. Я вступил в Японскую Ассоциацию Каратэ примерно за год до смерти Мастера Фунакоси. Я помню, что его уход из жизни был отмечен большой официальной церемонией.

Занимался ли с вами в то время кто-либо из нынешних мастеров Сетокан?
Да: Нишияма Сэнсэй, Оказаки Сэнсэй и Каназава Сэнсэй. У Каназава Сэнсэя тогда был 1 Кю, или 1 Дан, не помню точно. Асано Сэнсэй и Касэ Сэнсэй тогда имели 3 Кю.

А как получилось, что вы перешли в Айкидо?
Когда у меня был 1 Кю в Дзюдо, я участвовал в соревновании, и мне выпал поединок со старшим учеником из моего Додзе, у которого, кажется, был второй Дан. Я победил его, а после соревнований он подошел ко мне и сказал: "Ты победил меня в Дзюдо, но у меня еще осталось Кэндо." И он бросил мне вызов. Мы вышли наружу. Он дал мне боккэн, а сам взял синай. И тут вдруг оказалось, что я не могу до него даже дотронуться... ни разу! Он одержал убедительную победу, а я вышел из поединка черно-синим от кровоподтеков. Вот этот случай и привел меня к глубоким размышлениям о значении Будо. Я хотел владеть Боевым Искусством, которое было бы эффективным в любой ситуации, независимо от того, вооружен противник, или нет. В конце концов, я решил стать учеником Мастера Уэсиба - Основателя Айкидо. Я отправился прямо в Хомбу Додзе, но у меня не было рекомендательного письма, наличие которого было в то время обязательным требованием. Я прибыл в Хомбу и попросил аудиенции с О Сэнсэем (Мастером Уэсиба). Мне сказали, что его нет на месте, и, что я должен уйти. Но я был настолько полон решимости стать учеником О Сэнсэя, что решил ждать его возвращения. Поэтому я сел в саду Додзе и стал ждать. В конце третьего дня вернулся О Сэнсэй, и ему сказали, что какой-то сумасшедший мальчишка хотел его увидеть и ждет на улице. О Сэнсэй сказал, чтобы меня впустили. Меня подвели к порогу его комнаты и велели подождать. Когда открылась дверь, я увидел Мастера Уэсиба. Наши глаза впервые встретились: это мгновение я никогда не забуду! Я не знал, что мне следует делать, поэтому поклонился так глубоко, как только мог. О Сэнсэй сказал мне: "Занятия боевыми искусствами очень трудны, выдержишь ли ты?" Я просто сказал: "Да, Сэнсэй." Вот так меня и принял в учи-деши Мастер Уэсиба.

Вы сразу же приступили к занятиям?
Нет, тренироваться сразу мне не разрешили. Я должен был убирать Додзе и все остальные комнаты в Хомбу, мыть посуду, ходить за покупками, заниматься многими другими повседневными делами и присматривать за семьей Мастера. Кроме того, я должен был работать в поле. В конце концов, мне разрешили наблюдать за занятиями, а спустя некоторое время и участвовать в них. Вначале мне никто ничего не объяснял, и я был вынужден соображать сам. К счастью, я уже мог делать укеми (страховку), поэтому со мной все было в порядке. Я решил стараться изо всех сил, чтобы быть хорошим учи-деши для О Сэнсэя и научиться у него как можно большему. Это было лучшее время моей жизни! Я помню, что у О Сэнсэя был очень впечатляющий внешний вид.., и рядом с ним всегда была совершенно особая атмосфера. Его осанка, манера поведения - как он сидел, ходил, двигался - все было прекрасным. И я никогда не видел "брешей" у О Сэнсэя... никогда. Его глаза были практически золотого цвета, а не черного как у большинства японцев.

Должно быть, период вашего ученичества был очень суровым...
Да, это была постоянная борьба. Каждый день мы вставали очень рано, чтобы работать и заниматься, и очень часто я не ложился до глубокой ночи, ожидая пока со своей работы в офисе не вернется сын О Сэнсэя, Киссомару. Моя жизнь была настолько напряженной и насыщенной, что я часто был близок к нервному срыву. Я видел странные вещи: каждую ночь ко мне приходило привидение. Я не знаю, было ли оно мужского или женского пола. Тогда я не понимал, насколько я был близок к тому, чтобы сломаться, но сейчас, конечно, это очевидно. Так вот, оно приходило ко мне каждую ночь до того, как я успевал заснуть, и это было действительно очень страшно. Я мог чувствовать его присутствие. Затем на меня как будто наваливалось громадное давление, и я не мог даже шелохнуться. Потом я решил эту проблему. Я стал брать в постель свой боккэн и как только я чувствовал присутствие призрака, я крепко сжимал свой боккэн... и страх исчезал. Я думаю, это был результат крайнего изнурения...

Много лет назад вы рассказывали мне о вашей первой встрече с Тамура Сэнсэем, не могли бы вы повторить этот рассказ для читателей?
Однажды, после занятия несколько учеников боролись на татами по правилам рандори в Дзюдо. Я стоял в коридоре, наблюдая за ними, и один из них пригласил меня присоединиться, что я и сделал. Я был удивлен, насколько слабы они оказались, и несколько раз подряд бросил обладателя 3го дана Дзюдо и Айкидо. Тогда мастер, Тамура Сэнсэй позвал меня и пригласил попрактиковаться с ним. Затем бам!, Тамура Сэнсэй сильно ударил меня в живот. Меня это многому научило - постоянной готовности, дистанции и осанке. Я думаю, что Тамура Сэнсэй один из лучших учеников О Сэнсэя. В прошлом я очень многое у него перенял.

Может вы хотели бы рассказать еще о ком-нибудь... может о Сайто Сэнсэе?
Да, он великий Мастер. Во время каждого его приезда в США я приглашаю его преподавать в моем Додзе. Сайто Сэнсэй был особый ученик О Сэнсэя. Он остался с ним после войны, чтобы за ним ухаживать и заниматься фермой Ивама Додзе. Я видел, какую ответственность он нес на себе, и могу сказать, что никто бы не справился с этим лучше Сайто Сэнсэя. Я очень благодарен ему за его работу.

А что вы можете сказать о Дошу... наследнике О Сэнсэя?
Киссомару Уэсиба Сэнсэй нес основную ответственность за мое обучение. К тому времени О Сэнсэй уже жил на горных склонах в Ивама и только изредка приезжал в Хомбу Додзе. Рост и развитие современного Айкидо после войны прямое следствие тяжелой работы Дошу. У него очень красивое Айкидо.
А как насчет Мастера Коичи Тохея, из Общества Ки?
Да, Тохэй Сэнсэй очень хорош. Он маленький, но очень могучий. Я однажды видел, как он принял вызов борца.

Борца сумо или западного стиля?
Западных борцов. Это были два брата-немца, кажется из Аргентины, и просто гигантских размеров! Они должны были пригнуться, чтобы не удариться головой, проходя через порог Хомбу. Это был единственный раз, когда О Сэнсэй принял вызов, брошенный Хомбу. Эти люди путешествовали по миру с группой телеоператоров и бросали вызов различным мастерам Боевых Искусств. Они были в Кодокане (центре Дзюдо), но дзюдоисты не смогли с ними справиться. Тогда они бросили вызов Айкидо Хомбу. Когда они прибыли, я встретил их и провел внутрь. Там уже сидели О Сэнсэй, Киссомару Сэнсэй и Тохэй Сэнсэй, который тогда был Главным Инструктором Объединения Айкидо. О Сэнсэй велел Тохэю быть первым, потому что тот был так силен. Борец принял низкую стойку, держа перед собой руки, и долгое время кружил вокруг Тохэя Сэнсэя. Тохэй Сэнсэй был очень расслаблен, следовал за движением противника и в результате запер того в угол. Как только борец двинулся, Тохэй прыгнул на него, провел бросок и стукнул головой о пол. Затем Тохэй Сэнсэй пригвоздил его к полу тегатаной (рука-меч), которая, как вы, наверное, знаете, очень сильна. Этот парень не мог даже двинуться, а его брат не захотел биться с Тохэем, и на этом все закончилось. Как оказалось, дзюдоисты Кодокана надоумили их не пытаться сразу схватить Мастера Айкидо. Поэтому он и ходил кругами вокруг Тохэя Сэнсэя так долго.

Поскольку мы заговорили о поединках, не могли бы вы рассказать о вашей конфронтации с Мистером Вангом, мастером Тай Цзы из Китая?
А откуда вы об этом знаете? Наверное, от мистера Кутье?

Если можно я не буду говорить...
(Смеется). Ну, ладно. Я присутствовал на большой демонстрации Боевых Искусств в Токио в начале 60х годов, и Мр. Ванг показывал Тай Цзы Цюань. Он был родом из Тайваня и очень крупного телосложения. Позже он стал довольно известен в Японии. В конце своего выступления он выстроил перед собой нескольких Каратэк, каждый из которых ударил его в живот. На него это никак не подействовало. Но на меня это не произвело впечатления. Я бы сделал что-то в этом роде (обозначает удар ногой в пах и удар кулаком в лицо). Два моих частных ученика также занимались Тай Цзы у Мр. Ванга и были под большим впечатлением от него. Они пригласили меня прийти и встретиться с ним. Я согласился и пошел посмотреть занятие. В Додзе мои студенты представили нас друг другу, и он вежливо попросил меня показать немного Айкидо. Хотя его слова звучали тепло это был вызов! Мы встали друг против друга, и мастер Ванг принял позицию похожую на стойку в Сумо, вытянув перед собой руки. Я стоял и ждал бреши в его обороне. Это длилось несколько минут, затем он двинулся вперед, чтобы толкнуть меня. Я встретил его, ушел, используя тай сабаки, и захватил его запястье в Коте Гаеши... раздался громкий хруст. Хотя я сильно провел Котэ Гаеши и травмировал его, он не упал. Мастер Ванг отдернул свое запястье и немедленно атаковал. На это раз он толкнул меня обоими руками в живот и перебросил меня через довольно большое расстояние в противоположный конец зала. Я приземлился, но не упал. Это был удивительный бросок. Потом наши ученики встали между нами, и на этом все закончилось.

А как получилось, что вас послали в Англию?
В 1964 году, когда в Токио проводились Олимпийские Игры, знаменитый мастер Дзюдо Кенширо Абе Сэнсэй пришел в Хомбу засвидетельствовать почтение О Сэнсэю. Он попросил О Сэнсэя послать молодого и энергичного инструктора в Англию, чтобы развивать Айкидо при Британском Совете Дзюдо. Вообще-то, я должен был ехать в Нью-Йорк помогать Ямада Сэнсэю, но О Сэнсэй решил послать меня в Англию.

Сэнсэй, насколько мне известно, во время вашего путешествия произошел небольшой инцидент?
Да. Когда корабль пересекал экватор, на корабле была вечеринка, и меня попросили провести показательное выступление. Я согласился, хотя на корабле не было никого с опытом занятий Айкидо, чтобы быть моим партнером. Один из членов экипажа корабля вызвался помочь мне, но прямо во время демонстрации напал на меня с ножом. В Хомбу Додзе, при работе с ножом, мы делали прямую атаку с использованием танто. Но этот парень, находясь в низкой стойке, обходил меня по кругу и перебрасывал нож из руки в руку. Мне было не легко, потому что, когда он, наконец, напал, я не знал в какой руке он держал оружие. Когда он напал, я сделал гедан барай (нижний блок в наружном направлении) двумя руками и отразил атаку. Однако кончик ножа проткнул мой оби (пояс) и чуть задел кожу. После гедан барай я провел контратаку и сломал ему руку.

Каким приемом?
Кажется, катекатаме.
Блокирующие техники вроде гедан барай необычны для Айкидо. Обычно для отражения атаки используется тегатана.
Да, но я думаю, что при необходимости надо уметь провести сильный блок.
Вы помните вашу последнюю встречу с О Сэнсэем перед отъездом в Англию?
Я с братом поехал на такси в Хомбу Додзе, прежде чем сесть на корабль. Мы потеряли очень много времени из-за ужасного дорожного движения в Токио, и я, сильно опоздав, прибыл в Хомбу. Это было очень плохо, потому что учи-деши должны быть всегда готовы принять и встретить своего учителя. Тем не менее, когда я прибыл, О Сэнсэй ждал меня и сказал, как он рад, что я пришел попрощаться. Учитель налил мне чай, сказал, что я хорошо заботился о нем все эти годы и пожелал мне удачи. Он также сказал, что я не должен беспокоиться о нем, ведь он доживет до 126 лет.

О Сэнсэй сказал это в шутку?
Нет, он был очень серьезен. Но он этим образом дал мне дзэнский коан, который я понимаю только сейчас.

Сэнсэй, в 1976 году вы вернулись в Японию. Кстати, я был последний ученик, которого вы аттестовали на первый дан перед отъездом...
Да, вот поэтому то я и поехал домой (Смеется).

Как обстояли дела в Хомбу к вашему приезду?
Ну, уровень Айкидо был, конечно, отличным, однако вообще в Японии изменилось слишком многое, что мне не понравилось. В Хомбу Додзе мне поручили работу Международного Секретаря, которая была мне не по душе. Весь день приходилось заниматься бумажной работой, а для занятий времени не было, что для меня было совсем плохо. Я ведь не клерк. Поэтому я уехал из Токио и переехал в деревню. Некоторое время я занимался сельским хозяйством и практиковал Дзадзэн. Позже я получил приглашение переехать в Сан Диего от Федерации Айкидо Соединенных Штатов.

Можно попросить вас рассказать о ваших занятиях Иайдо?
Я очень люблю Иайдо. Мне очень нравится работать с катаной, и я чувствую свою близость с мечом. Я практикую Мусо Синдэн Рю, которое было основано Накаяма Хакудо Сэнсэем в начале этого века. У О Сэнсэя всегда были очень хорошие отношения с Хакудо. Его студенты занимались в Кобукане.

Так ведь называлось Хомбу Додзе...
Да, верно. То есть, существовал хороший обмен студентами. Вообще то, старший ученик Хакудо Сэнсэя был женат на дочери О Сэнсэя. Одно время он был чемпионом Японии по Кэндо.

Мне очень нравится постоянная концентрация в занятиях Иайдо, это почти Дзэн в движении. Это, конечно, очень способствует развитию заншина. В моем Додзе я всегда объединяю Дзадзэн и Иай. К примеру, 20 минут медитации сидя, а затем 10 минут Иайдо, а потом опять Дзадзэн.

За последние двадцать лет я имел удовольствие заниматься под руководством нескольких личных учеников О Сэнсэя - у вас, у Секия Сэнсэя, Тамура Сэнсэя, Канай Сэнсэя... и вы все так непохожи друг на друга...
Да... Я думаю это потому, что Айкидо гораздо шире, чем другие Боевые Искусства. Айкидо позволяет всем заниматься вместе. И то, что происходит непосредственно на татами только часть этого искусства.

А может быть, что каждый из вас по отдельности отражает какую-то грань Айкидо О Сэнсэя?
Да, я думаю так оно и есть.

Некоторые люди говорят, что О Сэнсэй был очень мягким и добрым человеком, однако другие, прежде всего, вспоминают его суровость и прямоту. А как было на самом деле?
Я думаю, что для него было естественно относиться очень мягко и мирно к обычными ученикам, но со своими учи-деши он был резок и временами очень суров.

Почему вы в Айкидо придаете большое внимание работе с оружием?
Айкидо основано на традиционном японском фехтовании на мечах. Поэтому айкидока двигается как фехтовальщик, но только без меча. Кроме того, оружие очень важно для замены агрессивных форм практики, таких как рандори в Дзюдо и дзю кумите (свободный спарринг) в Каратэ. Оно помогает развить Воинский Дух и многие другие аспекты, такие как временное чувство, чувство дистанции, баланс и т.д. Также мы можем уловить прямую связь с базовой техникой через субури, вывод киай, работу бедер и т.д.

Если вы не против, я бы хотел задать вопрос по истории Айкидо: основатель Дзюдо, Др. Дзигоро Кано, однажды пригласил О Сэнсэя преподавать в Кодокане, принял ли он приглашение?
В то время Кано Сэнсэй пытался консолидировать традиционные японские Боевые Искусства, чтобы их было легче сохранить. Поэтому он попросил О Сэнсэя преподавать в Кодокане. Но О Сэнсэй отказался: он считал, что Айкидо и Дзюдо настолько отличны друг от друга, что не должны преподаваться вместе. Тогда Др. Кано послал троих своих старших учеников учиться у О Сэнсэя - Мастера Мочизуки, Мастера Мурашиге и еще одного, имени которого я не помню. Они занимались у О Сэнсэя, но периодически возвращались в Кодокан, чтобы встретиться с Др. Кано.

Может быть третьим мастером был Томики Сэнсэй?
Нет. Томики Сэнсэй пришел позже. Он объединил Айкидо и Дзюдо: на средней дистанции он использовал Айкидо, а в близкой маай - Дзюдо. Я не совсем согласен с такой идеей, но Томики Сэнсэй был очень хороший мастер ... и настоящий джентльмен.

Я где-то читал, что в Японии до сих пор живет двоюродный брат О Сэнсэя, тоже мастер Будо!
Да, это Мастер Хоген Иноуэ (Hogen Inoue). Его внешнее сходство с О Сэнсэем просто поразительно. Он, конечно, сейчас в очень преклонном возрасте, но в свое время его Айкидо уступало только О Сэнсэю. Сейчас он называет свою форму Будо "Тайуа Шиндо" (Taiwa Shindo).

Были ли еще случаи, когда вам приходилось использовать свои боевые навыки вне Додзе?
Ну... однажды в Японии на меня напал вооруженный ножом бандит. Он хотел ударить меня в живот, но я сблокировал гэдан барай, а затем сломал ему руку, применив ката катамаэ.

Кроме того, я однажды был в Париже с Норо Сэнсэем, и мы вдвоем пошли в ночной клуб. Я взял себе выпить, и сидел в одном зале, а Норо Сэнсэй был в другом зале и, кажется, играл в карты, или что-то в это роде. Внезапно из зала, где был Норо, раздался ужасный шум, и я пошел посмотреть, что там происходит. Оказалось, что началась драка. На полу лежал пожилой джентльмен, а какой-то молодой человек бил его ногами. Это было ужасно - на полу было много крови. Я думаю, он бы убил старика, поэтому Норо Сэнсэй сказал мне "Ну-ка, Чиба, разберись с ним". Сам он не хотел вмешиваться (Смеется). Я схватил этого человека, остановил его атаку и спросил, что, по его мнению, он делает. Он ответил мне на французском, так что мы друг друга не поняли, и я вытащил его из комнаты... как вдруг что-то случилось. Мое тело отреагировало само собой, и я бросил его приемом о сото гари из Дзюдо.

Он очень сильно ударился о пол, и я услышал звон железа. Только тогда я понял, что он вытащил нож. У меня было сильное чувство постоянной готовности, и я отреагировал на такую ситуацию подсознательно. Этот парень был гангстером из Пигаля, и поэтому никто его не остановил. Очевидно, он был хорошо известен... но не мне! Да, мне было и без разницы кто он такой.

Что нибудь еще, Сэнсэй?
Когда я вернулся в Японию из Англии в 1978 году, какой-то человек бросил нам вызов. Но Хомбу Додзе отказало, несмотря на его настойчивость.

Он бы Каратэка?
Дело в том, что никто не знал, чем он занимался. Но, как я сказал, он был очень упорен и каждые несколько недель возвращался и снова бросал нам вызов. Каждый раз я должен был объяснять ему, что мы его не можем принять. Я думаю, что у этого человека было не все в порядке с головой. Короче говоря, он мне так надоел, что я лично принял его вызов. Мы договорились встретиться. Я настоял на том, чтобы в случае серьезных последствий никто не обращался в суд, и мы обменялись письменными обязательствами об этом. Я сказал ему, что как преподаватель Боевого Искусства я готов биться до смерти. Мы встретились, и я напал первым, двинувшись прямо на него и нанеся ему первый удар. Он отлетел и ударился об стену, и, когда я приблизился, он прыгнул на меня как тигр. Затем я покончил с ним с помощью Нике (второй контроль). К тому времени он уже получил достаточно. Было много крови, и он лежал на полу, крича. После этого он уже не бросал нам вызовов - похоже, что он не ожидал, что Айкидзин начнет атаку первым.

В заключение нашего разговора я бы хотел спросить ваше мнение о двух вещах: атэми (иммобилизующие удары) и соревнования в Айкидо.
Я думаю, что атэми очень важны в Айкидо. Обычно атэми не обучают на занятиях... но, конечно, сам я в них тренируюсь.
В Айкидо нет соревнований, потому что это исключило бы многих людей из тренировок. А цель Айкидо - позволить самым различным людям заниматься вместе - мужчинам и женщинам, молодым и старым, слабым и сильным, чтобы через совместную практику развить свои потенциальные возможности.
Какое качество, по вашему мнению, самое важное в хорошем Айкидоке?
Искренность.

Чиба Сэнсэй, от имени читателей нашего журнала я благодарю вас за время, которое вы нам уделили.

 

 

        АЙКИДО | СТАТЬИ | Казуо Чиба


Hosted by uCoz